На шипованных зимних шинах колея образуется быстрее, чем на летних, из-за того, что шипы «вгрызаются» в асфальт и разрушают его. 3 Они словно фреза вырывают из дороги мелкие кусочки покрытия, в результате чего со временем на полосах движения появляется колейность. 1
Однако стоит отметить, что шипованные шины — не главный источник возникновения колейности. 5 Разрушения от шипованной резины по сравнению с деформацией от большого потока машин минимальны. 2
Также на образование колеи влияют и другие факторы, например:
- Несовершенство дорожно-строительных работ и низкое качество асфальта. 2 Например, если при ремонте старой дороги удаляют лишь верхний слой асфальта, а на его место кладут новый. 2
- Пластические деформации покрытия. 3 Они возникают, когда механические свойства асфальта неадекватны условиям его эксплуатации. 3 Например, если автомагистраль с высоким трафиком заасфальтировали материалом среднего качества, который рассчитан только на средние или лёгкие нагрузки. 3
- Недоуплотнение асфальта при укладке. 3 Если дорогу сдают в эксплуатацию с недоуплотнённым верхним слоем, то под нагрузкой от движущегося транспорта он даст дополнительную усадку, что также приводит к образованию колеи. 3